Цитаты святых отцов о Браке | Цитаты Высказывания Афоризмы Мысли ...



— Кликай и смотри картины —

Блок «Поделиться»

четверг, 9 ноября 2023 г.

Цитаты святых отцов о Браке






Цитаты святых отцов о Браке

Цитаты святых отцов о Браке


Категории: Библия, Брак
Цитаты святых отцов о Христианине
Цитаты святых отцов о Молитве
Цитаты святых отцов о Земной жизни

Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила.

святитель Григорий Богослов

Как девство лучше брака, так первый брак лучше второго

святитель Иоанн Златоуст

Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос.

святитель Иоанн Златоуст

Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви.

святитель Иоанн Златоуст

Как во время болезни мы не отсекаем больного члена, а исцеляем его, так будем поступать и с женой. Если есть в ней какой-нибудь порок, то не жену отвергай, но истребляй порок.

святитель Иоанн Златоуст

Разводиться дело противное как природе, так и божественному закону. Природе – поскольку рассекается одна плоть, закону поскольку вы покушаетесь разделить то, что Бог соединил и не велел разделять.

святитель Иоанн Златоуст

Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени

святитель Иоанн Златоуст

Блажен, кто, немного уступив законам брака, приносит Христу большую часть любви.

святитель Григорий Богослов

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу.

святитель Григорий Богослов

Брак есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, так как не позволяет неистовствовать природе.

святитель Иоанн Златоуст

Мужу с женою или жене с мужем разлучаться не должно, разве кто из них уличен в прелюбодеянии, или находит препятствие благочестию.

святитель Василий Великий

Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он (брак) поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии.

святитель Иоанн Златоуст

(Брак) есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе.

святитель Иоанн Златоуст

Уважай ее (жену), и она не будет нуждаться в одобрении других, если будет пользоваться твоим уважением и одобрением.

святитель Иоанн Златоуст

...Способность рождать (детей) имеет свое начало свыше - от Божия Промысла, и для этого ни природа женщины, ни сожитие (с мужем) и ничто другое само по себе недостаточно.

святитель Иоанн Златоуст

...Умоляю вас искать (для супружества) не денег и богатства, но доброго поведения и кротости. Ищи девицу богобоязненную и благоразумную, и это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ.

святитель Иоанн Златоуст

Для того ты (муж) и занимаешь место головы, чтобы ты умел врачевать тело. От тела нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекаем головы. Так и жены не отделяй от себя, потому что жена у нас занимает место тела.

святитель Иоанн Златоуст

(Жена благородная)... вышла замуж для сожительства и для деторождения, а не для распутства и смеха, - для того, чтобы беречь дом, чтобы научить и мужа быть честным, а не для того, чтобы воспламенять в нем сладострастие.

святитель Иоанн Златоуст

...Жены будут им (мужьям) любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена, когда юноша будет знать одну ту женщину, с которой он вступил в брак. Тогда и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее...

святитель Иоанн Златоуст

Хорошая, мужественная (жена) сделается славным венцом; худая же, подобно червю, находящемуся в самом сердце, незаметно мало-помалу приводит к гибели. А всего ужаснее то, что незаметно для окружающих вливает внутрь яд и изнуряет несчастную душу.

святитель Иоанн Златоуст

...Будем ценить выше всего единодушие (в семье) и все будем делать так и направлять к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранялись мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей... и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение.

святитель Иоанн Златоуст

...Мир состоит из городов, города - из домов, дома - из мужей и жен; поэтому когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами.

святитель Иоанн Златоуст

Если мы бодрственны, то ни брак, ни воспитание детей, ни другое что не может воспрепятствовать нам в угождении Богу. Вот и он (Енох), будучи одной с нами природы и живя тогда, когда еще не дан был закон, не поучало Писание... сам собою и по своему произволению так благоугодил (Богу), что доселе еще жив и не вкусил смерти.

святитель Иоанн Златоуст

...Сколько благ происходит от того, когда нет раздора у жены с мужем; знаю, сколько зол бывает... когда они ссорятся между собою. Тогда ни богатство, ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие и роскошь, и никакое другое благосостояние не может радовать мужа или жену, если они в раздоре друг с другом.

святитель Иоанн Златоуст

Так размышляй (жена): если будешь сносить жестокого мужа, то получишь светлый венец, а если тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя? Говорю это не для того, чтобы подать мужьям повод к жестокостям, но чтобы убедить жен сносить и жестоких мужей. Когда каждый будет стараться исполнять свои обязанности, то и ближний не замедлит сделать то же.

святитель Иоанн Златоуст

Жена - вторичная власть; значит, не должна требовать равенства (с мужем), так как стоит под главою; и он (муж) не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она - тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь. ...Тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества.

святитель Иоанн Златоуст

Составляя одну плоть, (супруги) имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами, даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел; большого же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода, так и не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи Великого Бога, а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога.

святитель Григорий Богослов

Первый (брак) есть закон, второй - снисхождение, третий - беззаконие. А кто преступает и сей предел, тот подобен свинье, и не много имеет примеров такого срама. Хотя закон дает развод по всякой вине, но Христос - не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейцею, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейцу отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны... Видишь ли, что жена прикрасилась или подкрасилась - сотри; или у нее язык предерзливый - уцеломудри; или смех неблагопристойный - сделай скромным; или замечаешь неумеренность в издержках и в питии - ограничь; или неблаговременные выходы из дома - положи преграду; или рассеянный взор - исправь. Но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности: отлучающий или отлучаемый.

святитель Григорий Богослов

...Брак влечет за собою разнообразные и различные бедствия, ибо одинаково скорбят люди, имеют ли детей или не надеются иметь их, и опять живы ли они или умерли. Один утешается детьми, но не имеет средств к их пропитанию; у другого недостает наследника имению, над увеличением которого он много трудился, и то, что составляет благополучие для одного, есть несчастие для другого; каждый из них желает иметь то, чем, как видишь, тяготится другой. У одного умер любимый сын; у другого жив, но распутный. Оба жалки: один плачет о смерти сына, другой - о жизни. Опускаю зависть и ссоры, от истинных или мнимых причин происходящие, какими скорбями и бедствиями они кончаются! Кто все это в точности может исчислить? Если же хочешь знать, что (действительно) таких зол полна жизнь человеческая, не требуй от меня древних повествований, которые поэтам дали содержание для трагедий, ибо они по крайней нелепости считаются баснями: в них (заключаются) детоубийства, пожирания чад, убийства мужей, убийства матерей, заклания братьев, беззаконные смешения и всякого рода нарушение естественных законов. Повествователи древностей начинают свой рассказ об этом (нарушении) с браков и заключают оный такого рода бедствиями.

святитель Григорий Нисский

Ввиду того, что многие воздерживаются и имеют чистых и целомудренных жен, притом воздерживаются сверх должного, так что воздержание делается поводом к прелюбодеянию, ввиду этого (апостол Павел) говорит: каждый пусть пользуется своею женою (ср.: 1 Кор. 7, 2). И он не стыдится, но входит и садится на ложе днем и ночью, обнимает мужа и жену и соединяет их друг с другом, и громко взывает: не лишайте себе друг друга, точию по согласию (1 Кор. 7, 5). Ты соблюдаешь воздержание и не хочешь спать с мужем твоим, и он не пользуется тобою? Тогда он уходит из дому и грешит, и в конце концов его грех имеет своей причиной твое воздержание. Пусть же лучше он спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты подбила собственное тело... Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие. Ты хочешь иметь воздержание? Убеди к тому и мужа твоего, чтобы было два венца - целомудрие и согласие, но чтобы не было целомудрия и сражения, чтобы не было мира и войны. Ведь если ты воздерживаешься, а муж распаляется страстью, и между тем прелюбодеяние запрещено Апостолом, значит, он должен терпеть бурю и волнение. Но не лишайте себе друг друга, точит по согласию (1 Кор. 7, 5). И, конечно, где мир... там и воздержание увенчивается; а где война, гам и целомудрие подрывается. Итак, подвизайся (в воздержании) сколько хочешь; когда же ослабеешь, пользуйся общением (брачным), чтобы не искушал вас сатана. Кийждо свою жену да имат (1 Кор. 7, 2). Вот три образа жизни: девство, брак, блуд. Брак - в середине, блуд - внизу, девство - вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается. Итак, соблюдай меру в своем воздержании, смотря по тому, насколько ты можешь обуздать немощь своей плоти. Не стремись превзойти эту меру, чтобы не ниспасть ниже всякой меры.

святитель Иоанн Златоуст

Мы и девство, соединенное со смирением, чтим, и воздержание, соблюдаемое с честностью и благочестием, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и честное брачное сожительство почитаем.

священноисповедник Никодим (Милаш)

Брак не бесчестен только оттого, что девство достойней его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который совершает чудо на браке и Своим присутствием доставляет честь супружеству. Да будет только брак без примеси нечистых пожеланий.

святитель Григорий Богослов

Если кто из усердия к добродетели презирает супружескую любовь, то пусть знает, что добродетель не чуждается этой любви. В древности не только всем благочестивым было приятно супружество, но плодом нежной супружеской любви были и тайнозрители Христовых страданий - пророки, патриархи, иереи, победоносные цари, украшенные всякими добродетелями, потому что добрых не земля породила... но все они – порождение и слава супружества.

святитель Григорий Богослов

Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание.

святитель Иоанн Златоуст

Будем... так наставлять наших детей, чтобы они предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто.

святитель Иоанн Златоуст

Мы не можем обмануть Бога, Который испытует сердца, все обнаруживает и возлагает на нас ответственность за спасение детей.

святитель Иоанн Златоуст

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

святитель Иоанн Златоуст

Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их.

преподобный Симеон Новый Богослов

Надо не тогда внушать молодым людям страх, когда они сделались мужами, но наставлять и направлять их с детства. Тогда и впоследствии не будет нужды в угрозах.

святитель Иоанн Златоуст

Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих

преподобный Нил Синайский/p>

Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков.

святитель Иоанн Златоуст

Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание

святитель Иоанн Златоуст

Юность, сама по себе склонная ко всякому злу, требует прилежного наблюдения, доброго воспитания и наставления, но вместо этого встречает ее великое зло – ядовитый соблазн родительских нравов... Соблазн же, как пожар усилившийся, далее и далее распространяется и поедает одушевленные храмы. Горе детям от этого соблазна; но сугубое горе родителям, которые, вместо полезного учения, злым примером, как ядом, заражают юные сердца.

святитель Тихон Задонский (Соколов)

Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью, - достойное и сильное наставление: тем более наставление родителей.

святитель Тихон Задонский (Соколов)

Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих похристиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми.

святитель Тихон Задонский (Соколов)

Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родившие нас – родили к временной жизни; а отцы, воспитавшие нас в благочестии, рождают к вечной жизни. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими. Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели

святитель Тихон Задонский (Соколов)

А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не «по похоти. Пусть все будет во славу Божию.

священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский

Ты, избравший совместную жизнь с женой, не будь беспечен, как будто ты вправе успокоиться. Для твоего спасения нужно больше трудов и осторожности, потому что избрал себе жилище среди сетей и державы отступнических сил (демонов). Ты имеешь перед глазами побуждения к грехам, и все твои чувства день и ночь напряжены к желанию их. Потому знай, что не избежишь борьбы с отступником и не одержишь над ним победы без многих трудов на страже Евангельских догматов.

святитель Василий Великий

Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра... Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога.

святитель Григорий Богослов

Красота телесная, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.

святитель Иоанн Златоуст


Возможно Вам
будет интересно...


Наверх страницы!


Цитаты из творений святых отцов. Брак, «что Бог сочетал, того человек да не разлучает».

Комментариев нет:

Отправить комментарий