Цитаты о браке и семье (Азбука супружества) - 1 часть | Цитаты Высказывания Афоризмы Мысли ...



— Кликай и смотри картины —

Блок «Поделиться»

четверг, 9 ноября 2023 г.

Цитаты о браке и семье (Азбука супружества) - 1 часть






Цитаты о браке и семье (Азбука супружества) - 1 часть

Цитаты: Христианский брак и христианская семья- 1 часть


Категории: Библия, Брак
Цитаты святых отцов о Христианине
Цитаты святых отцов о Молитве
Цитаты святых отцов о Земной жизни
Цитаты святых отцов о Браке
Преподобный Паисий Святогорец:

Жена должна иметь почтение к мужу. Муж должен любить жену. Но сегодня люди истолковывают Евангелие шиворот-навыворот и поэтому уравнивают всё, а после распадаются семьи. «Жена должна быть послушной», — говорит муж. Но если у тебя нет любви, то ты не сможешь заставить быть тебе послушной даже кошку…

(Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке)

Супругам поможет вот что: ни один из них не должен себя оправдывать. Если каждый из супругов оправдывает себя, то сколько бы духовных книг они ни прочли пользы не получат.

(Слова. Том III. Духовная борьба)

Святитель Феофан Затворник:

Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.

(Письма. Письмо 1418)

Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом – источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился.

(Письма. Письмо 147)

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь.

(Письма. Письмо 176)

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли…

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко.

(Письма)

Архиепископ Амвросий (Ключарёв):

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.

Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.

Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.

(Собрание сочинений. Том 3. О семейном счастье)

Архимандрит Кирилл (Павлов):

Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других… Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры.

(Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина (третье). О добродетели смирения)

Праведный Алексий Мечев:

В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других, – таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.

Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух.

(Письма. Письмо 17)

Вы связуетесь навсегда браком. «Тайна сия велика есть». Вы должны соединиться воедино: «Аз же глаголю – во Христа и Его церковь». Муж должен любить жену до положения живота за нее и жена, видя такую любовь, должна соответствовать мужу. Каждый из брачующихся должен отказываться от себя и прививать другому добро, а добро прививается только любовью. Все мы люди-человеки, не с небес пришедшие, все имеем недостатки и поэтому не должны недостатки других вменять им, а относить к воспитанию: если родители не смогли им этого дать, то они имеют право на наше снисхождение, на сочувствие.

(Отрывки из общих наставлений)

Сергей Иосифович Фудель:

Нельзя соединять браком жизни, чтобы «жить как все». Если уже сейчас, на пороге, это «жить как все» является не только предпосылкой, но и фактом, если уже сейчас «оправданы» («как все») будущие ссоры и измены, обиды и обманы, то нужно найти в себе хоть на копейку мужества, и честности, и жалости к другому человеку и порвать все. Пусть мучается или блаженствует, пропадает или нет, но без твоего участия и ответственности во всем том страдании, которое ему готовится в жизни.

Нельзя прибавлять страдания к жизни! Страдание жизни не Достоевский выдумал. Ты очень много видел уже, ты должен это знать. А сумеешь ли ты – не только не увеличить ее страданий, но и помочь ей пережить те, которые пойдут помимо тебя?

Потом вопрос с её семьей тоже очень важен. Ведь ты же не думаешь, что если прежде люди старались, чтобы семьи врачующихся были близки, что они это делали просто по глупости? В этом глубокий смысл. Дальность семьи или даже ее враждебность можно преодолеть, загладить только особым и непрестанным теплом дружбы между мужем и женой.

Вообще нужно же отдать себе отчет, до последней глубины и серьезности, что без дружбы нельзя идти в брак. Ведь губы-то увядают весьма скоро, или (даже не увядшие) делаются вдруг чужими только потому, что в душу вдруг ворвался чей-нибудь более обольстительный образ, как ветер врывается в дом, если дверь закрыта небрежно. Все это надо в себе осветить, ничего не надо скрывать, надо быть в этом деле честным. Есть ли дружба? Есть ли в душе некая светлая комната, где не старые брюки или подвязки лежат на полу, а лежит на полу солнце, а стены как живая тишина – чтобы эту комнату беречь, украшать ее, а не идти в брак как на службу, «как все», ссорясь и утешаясь, со ссылкой на усталость и городскую суету.

Потом, какова бы ни была семья ее, тебе должно быть дорого то, что это ее семья. Семья родившая навсегда остается для многих драгоценным кладом души, и поэтому надо быть во всяком случае тактичным.

Ведь в браке происходит пересадка из одной земли в другую. Заготовил ли ты, как садовник, эту землю или ты все еще очень занят и земля твоя полна всякого хлама? Если так, то и не берись за выращивание драгоценных растений – живи один!

Есть мудрость и правда Божия и честность в том, чтобы быть одному, если не умеешь быть вдвоем.

(Письма. Письмо 41)

Святитель Иоанн Златоуст:

От любви в семье происходит постоянное целомудрие, от любви уничтожается всякий раздор; если муж будет язычник, то он скоро уверует, если христианин, то будет лучше.

(Толкование на послание к Титу)

Если есть между мужем и женой единодушие, мир и союз любви, к ним стекаются все блага. И злые наветы не опасны супругам, огражденным, как великой стеной, единодушием в Боге… Это умножает их богатство и всякое обилие; это возводит их на высшую ступень доброй славы; это привлекает на них и великое Божие благоволение.

(Беседы на книгу Бытия. Беседа XXXVIII)

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

Друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовью.

(Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Брак)

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

(Дневник. Том II. 1857–1858)

Ничем не озлобляйся, побеждай всё любовью: всякие обиды, капризы, всякие неприятности семейные. Не знай ничего, кроме любви. Вини всегда искренно себя, признавая себя виновником неприятностей.

(Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г.)

Если будете жить во взаимной любви, вы низведёте на себя и потомство своё Божию благодать и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе.

(Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. Брак)

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник:

Свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине.

В браке мужчина находит великое восполнение своей сущности, сокровищ духа своего из сокровищ души своей жены. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.

А жена должна помнить, что Бог дал вначале мужчине силы телесные большие, чем ей, силы ума в большинстве случаев далеко превосходящие силы женского ума. При общении с мужем она должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?

(О семье и воспитании детей)

Протоиерей Павел Великанов:

Главная тайна любого настоящего брака – в том, что в нем двое должны научиться быть единством. При этом – не поглощать друг друга, не отрицать друг друга, не растворяться друг в друге, а сохранять свою уникальность, исключительность, с уважением принимать то, что есть в другом, но и не предавать себя, то, что тебе самому ценно.

Священник Алексей Юдин:

Первый этап развития семьи – научиться друг друга терпеть. На это уходит по разным оценкам порядка 10 лет. Что это значит – научиться терпеть. Это не значит, что ждать, скрежеща зубами, когда же на супруга упадет метеорит. Терпеть – это значит сломать себя под другого. Каким образом? Понты-финты-характер – все это нужно сломать под другого. И другой должен сделать то же самое. Это воспринять другого как самого себя. В этом процессе один становится частью другого. У нас же чаще видно как мы другого ломаем под себя. Если двое учатся терпеть друг друга, то через некоторое время происходит чудо – они становятся едиными.

Психолог Олег Силявский:

…В старые добрые времена, если женщина надевала юбку даже чуть выше колена, ее уже считали порочной. И этот закон никто не отменял. Несмотря на то, что прошли столетия, наши психика и восприятие работают одинаково что раньше, что сейчас. Архетипические образы никто не отменял. Когда мужчина видит, что у женщины юбка выше колена, он воспринимает ее как сексуальный объект. А потом они удивляются: «Чего он меня приглашает в постель?» А куда тебя еще приглашать? Ты же нарядилась так, что тебя только в постель и вести.

Протоиерей Андрей Ефанов:

Не бойтесь остаться одна, прекратив блудное сожительство. По сути, вы и так одна, просто заботитесь о безответственном мужчине, лишая себя возможности идти вперёд и создавать дом и семью.

Женщины едят за разговорами, мужчины разговаривают за едой. Женщины купаются, а мужчины плавают. Поэтому у одних купальники, у других – плавки. Когда хитрит мужчина – он подлец. Когда хитрит женщина – она мудрая. Разведенный мужчина – свободен. Разведенная женщина – одинока. Счастье мужчины – я хочу. Счастье женщины – он хочет! Мужчины – братья по разуму, женщины – сестры по несчастью. У женщин – мечты, у мужчин – планы. Женщины скрывают свой возраст, мужчины – свой доход. Мужчина любит глазами, женщина – ушами. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок, а к сердцу женщины – через загс. Женщины худеют, мужчины – качаются. Стоп! А есть ли у нас что-то общее? Да. Мы все ищем свою вторую половинку. И все хотим быть счастливыми и понятыми. И пусть одни любят глазами, а другие ушами, но орган любви у обоих – сердце!

– Бабушка, как мне понять, что я влюбилась?
– Очень просто, внученька. Ты помнишь, как вы познакомились?
– Конечно, бабушка. Я помню не только наше знакомство, но и каждую встречу: как мы первый раз улыбнулись друг другу, как первый раз взялись за руки, как поцеловались. Знаешь, бабушка, я даже помню, все-все-все, о чем ему рассказывала; над какими его шутками смеялась; как готовилась к каждому свиданию; в чем была одета, чтобы ему понравится. Это любовь, бабушка?
– Нет, внученька. Любовь – это когда помнишь в чем он был одет на свиданиях. А если помнишь себя – это влюбленность.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

Настоящий брак – это такое же отречение от себя, как монашество, а по размеру ответственности еще более серьезное, так как отвечаешь за двух.

Супруги ‒ двое в плоть едину. Страдает один ‒ неминуемо болеет и другой. Но, что Бог сочетал, человек да не разлучит. Сбежать со креста легко, но спасение тогда под большим вопросом.

Сергей Иосифович Фудель:

Одному жить всегда легче. Вступить в брак – это значит «потесниться», уступить часть своего места, выпихнуть из себя много своей «самости» ради другого.(Письма. Письмо 36)

Праведный Иоанн Кронштадтский:

Бывают и несчастные супружества: иногда муж и жена сходятся как будто только на грех и беду того и другого. Отчего они несчастны? Большею частью от несходства характеров, от взаимной неуступчивости; от строптивости, самоуправства и взыскательности мужа или от его дерзкого нрава; от неверности мужа или жены; от невоздержанности или страсти к игре мужа; от пристрастия жены к нарядам, от ее своенравия, злости, сварливости, упрямства, от неумения переносить недостатки в жизненных потребностях. Господь да поможет вам избежать такого греховного сожития и таких супружеских бед.

(Брак. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского)

Праведный Алексий Мечев:

В то время, когда жизнь супругов безбожных проходит в заботах о материальном благополучии и этим по большей части ограничивается, жизнь христианских супругов состоит во взаимном несении общего для всех жизненного креста (а вдвоем всегда легче) и совместном шествии ко Господу. Поскольку супруги проникнутся такою мыслью, брак их будет воистину благословенным и нерушимым навеки.


Возможно Вам
будет интересно...


Наверх страницы!


Цитаты святых и людей о любви и семье.

Комментариев нет:

Отправить комментарий