Цитаты Георга Вильгельма Фридриха Гегеля | Цитаты Высказывания Афоризмы Мысли ...



— Кликай и смотри картины —

Блок «Поделиться»

среда, 29 ноября 2023 г.

Цитаты Георга Вильгельма Фридриха Гегеля






Георг Гегель: цитаты, афоризмы и высказывания

Георг Гегель: цитаты, афоризмы и высказывания


Категории: Личности
Георг Вильгельм Фридрих (1770 - 1831), нем. философ, представитель философии абсолютного идеализма, один из создателей феноменологии, диалектического метода и учения об историчности человеческого бытия; оказал большое влияние на развитие европ. философии и культуры.

■ Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.

■ Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного.

■ Что касается определенного призвания, которое кажется судьбой, то нужно всего лишь снять с него форму внешней необходимости. Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.

■ История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.

■ История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

■ Ничто великое в мире не совершается без страсти.

■ Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.

■ Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.

■ Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.

■ Что человек делает, таков он и есть.

■ Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.

■ История мира – ничто иное, как прогресс осознания свободы.

■ Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.

■ Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.

■ Человек есть ничто иное, как ряд его поступков.

■ Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.

■ Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.

■ Истина средства заключается в его адекватности цели.

■ Кто не обладает мужеством рискнуть жизнью для достижения своей свободы, тот заслуживает быть рабом.

■ Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.

■ Вреднее всего желание предохранить себя от ошибок.

■ Если факты противоречат моей теории — тем хуже для фактов.

■ Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя…

■ Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.

■ Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.

■ Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.

■ Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».

■ Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.

■ Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.

■ Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.

■ Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.

■ Обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это.

■ Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

■ Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.

■ Идея не настолько бессильна, чтобы породить только идею.

Язык — это тело мышления.

■ Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.

■ Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.

■ Нравственность — это разум воли.

■ Нравственное — это повиновение в свободе.

■ Нравственность должна выступать в форме красоты.

■ Нравственный человек сознает содержание своей деятельности чем-то необходимым… и этим так мало наносится ущерб его свободе, что последняя даже, наоборот, лишь благодаря этому сознанию становится действительной и содержательной свободой в отличие от произвола, который есть еще бессодержательная и лишь возможная свобода.

■ Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

■ Стыд есть начало гнева против того, что не должно быть.

■ Стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть.

■ Не то, что есть, вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не такое, каким оно должно быть.

■ Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.

■ Противоречие ведёт вперёд.

■ Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.

■ В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.

■ Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

■ Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание.

■ В упрямстве — этой пародии на характер — индивидуальность человека становится отталкивающей, упрямство препятствует его общению с другими.

■ Человек воспитывается для свободы.

Художник принадлежит своему времени, он живет его нравами и привычками, разделяет его взгляды и представления.

■ Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.

■ Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице.

■ Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая. Чтобы совесть была правой, необходимо, чтобы то, что она признает правым, было таковым объективно.

■ Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек.

■ Быть своим собственным господином и рабом кажется преимуществом по сравнению с тем состоянием, в котором человек есть раб другого.

Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогают.

Правда бывает сказана к месту и ко времени, когда она служит осуществлению дела.

■ Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву.

■ Применительно к нравственности единственно истинны только следующие слова мудрецов древности: быть нравственным — означает жить согласно нравам своей страны.

■ Пусть каждый человек, прежде чем предъявлять требования другим, искать причину зла вовне, начнет с того, что взвесит свое положение, свои права и, обнаружив в своем владении несправедливость, направит усилия на то, чтобы уравнять себя в правах с другими.

■ Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется, что оно есть.

■ Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял.

■ Упрямый настаивает на своей воле только потому, что это его воля, он настаивает на ней без разумного основания, т.е. без того, чтобы его воля представляла собой нечто имеющее всеобщую ценность.

■ Характер — это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.

■ Чего человеку поистине надлежит страшиться, так это не внешней подавляющей его мощи, а нравственной силы, которая есть определение его собственного свободного разума и вместе с тем нечто вечное и нерушимое, так что, обращаясь против нее, человек восстанавливает ее против себя.

■ Человек вынужден бороться с необходимостью, установленной природой. Его нравственный долг — завоевать самостоятельность посредством своей деятельности и рассудка.

■ Человек должен уважать самого и считать себя достойным наивысшего. Он не может преувеличить в своих помыслах величие и мужество духа.

■ Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость — суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.

■ Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, поведения и ума.

■ Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других

■ Истинная собственная польза достигается лишь нравственым поведением.

■ Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.

■ Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками.

■ Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.

■ Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.

■ Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.

■ Поведения, соответствующего праву, и притом с моральным умонастроением, нужно добиваться в первую очередь, и только тогда может прийти моральное поведение, как таковое, в котором нет никакого правового предписания.

■ По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего — не требовать от своих друзей никаких услуг.

■ Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.

■ Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, — это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия.

■ Педантичному моралисту можно сказать, что совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.

■ Одним из основных определений принципа чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.

■ Обязанности человека делятся на четыре рода: на обязанности перед самим собой, перед семьей, перед государством и перед другими людьми вообще.

■ Неимущий, как таковой, не равен имущему. От его воли зависит, следовательно, хочет ли он явиться в качестве неимущего. Он захочет этого только в том случае, если будет убежден, что я буду считать его равным.

■ Кто не смотрит на мир разумно, на того и он не смотрит разумно.

■ Благоразумие предполагает, что собственная польза не рассматривается как цель морального поведения, хотя она и может быть его следствием.

■ Благоразумие состоит в том, чтобы не разрушать расположения других и сохранять его ради его самого.

■ Неблагородно не говорить правды, когда уместно ее сказать, ибо это унижает и самого себя, и других. Однако следует также не говорить правду, если к этому не имеют призвания или права.

■ Не то, что есть, вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не таково, каким должно быть.

■ Насколько необходимо, чтобы силой воли обладал тот, кто упорен в достижении разумной цели, настолько же отвратительно упрямство.

■ К морали: высшее в ней — добиться того, чтобы вина и страдания этого сердца были похоронены в нем самом и сердце стало могилой сердца.

■ К характеру относится прежде всего та формальная сторона энергии, с которой человек, не давая сбить себя с раз принятого пути, преследует свои цели и интересы, сохраняя во всех своих действиях согласие с самим собой.

■ Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше него. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.

■ Моральный принцип преимущественно относится к умонастроению или намерению. Но здесь существенно также и то, чтобы не только намерение, но и поступок был хорошим.

■ Мы должны хотеть чего-то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это — ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.

■ Если человек делает своей целью что-либо суетное, т.е. несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе… Таково, например, моральное тщеславие, когда человек в своих поступках полагает свое превосходство и вообще проявляет больше интереса к самому себе, чем к делу.

■ Идеалом является всякая действительность в своей наивысшей истине.

■ Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что-либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.

■ Добродетель стала искусством, которому должно и можно выучиться, но судьба которого при этом оказалась странной: в то время как остальные искусства были усовершенствованы и одно поколение училось у другого, одна только нравственность заметным образом не умножилась, и получается так, что здесь каждый вынужден учиться заново и не может использовать опыт предшествующих поколений.

■ Искусству предназначена необычайно действенная роль в осуществлении цели разума, ибо оно готовит почву для моральности, так что, когда она приходит, то уже находит сделанной половину работы, а именно освобождение от уз чувственности.

■ Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.

■ Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения.

■ Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.

■ Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «Я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.

■ Если правду говорят только для того, чтобы настоять на своем, без дальнейшего успеха, то это является по меньшей мере излишним, ибо правда нужна не для того, чтобы о деле только высказались, но и для того, чтобы оно было совершено.

■ Дурной человек следует своим склонностям и из-за них забывает свои обязанности. Дурной человек считал бы нужным выполнить свои обязанности, но у него нет воли, чтобы управлять своими склонностями и привычками./p>

■ К каждому человеку нужно… предъявлять требование, чтобы он обнаружил характер. Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице.

■ Внешний поступок не отличается от внутреннего. В злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым.

■ Вдохновение есть не что иное, как то, что находящийся в состоянии вдохновения весь поглощен предметом, всецело уходит в него и не успокаивается, пока не найдет вполне соответствующую художественную форму и не даст ей последнего чекана, не доведет ее до совершенства.

■ В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.

■ Жизнь и мнения раньше считались хорошим заглавием, ибо у некоторых из людей есть жизнь, но нет мнений; у других лишь мнения, но никакой жизни.

■ Любовь к жизни вооружит смерть против вас страхом, а страх смерти похитит у вас жизнь.

■ Зло есть не что иное, как несоответствие между бытием и долженствованием.


Возможно Вам
будет интересно...


Наверх страницы!


Блог Blog-citaty: цитаты, афоризмы, поучения, наставления, высказывания, изречения, крылатые слова, притчи, назидания, выражения, поговорки. Высказывания известных авторов и великих людей. Цитаты, афоризмы и высказывания классиков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий