|
Категории: Личности
Карл Генрих Маркс (1818 - 1883) — немецкий философ, социолог, экономист, писатель, политический журналист, общественный деятель. Его работы сформировали в философии диалектический и исторический материализм, в экономике — теорию прибавочной стоимости, в политике — теорию классовой борьбы. Эти направления стали основой коммунистического и социалистического движения и идеологии, получив название «марксизм». Автор таких работ, как «Манифест коммунистической партии», «Капитал». Некоторые его работы написаны в соавторстве с единомышленником Фридрихом Энгельсом.
■ Бытиё определяет сознание.
■ Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.
■ Свободное время — пространство для развития личности.
■ Время — это простор для развития способностей.
■ Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
■ Никогда ещё невежество никому не помогло.
■ Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях.
■ Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.
■ Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.
■ У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».
■ Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д... Всё это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания.
■ Любовь родителей наиболее бескорыстна.
■ Лишь овладев массами новая идея обретает силу!
■ Успех идей зависит от того, насколько масса «интересуется» известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. «Идея» неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.
■ Революции – локомотивы истории.
■ Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.
■ Капитал национальности не имеет.
■ В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.
■ В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…
■ Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.
■ Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.
■ Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.
■ Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.
■ Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.
■ Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.
■ К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия.
■ Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.
■ Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.
■ Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.
■ Искусство – это не зеркало, а молот, которым выковывают действительность.
■ Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.
■ Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна.
■ Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.
■ Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.
■ Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.
■ Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.
■ «Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.
■ Необходимо очеловечить чувства человека, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.
■ Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю, — что это такое, как не понятие общества!
■ Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.
■ Мораль — это бессилие в действии. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.
■ Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.
■ Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста.
■ Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру.
■ Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного... является проявлением и утверждением общественной жизни.
■ Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах.
■ Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться... хочет и животное... Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.
■ Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.
■ Человек есть в самом буквальном смысле... политическое животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.
■ Человек не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество.
■ Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.
■ Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.
■ Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.
■ Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.
■ Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.
■ Воспитатель сам должен быть воспитан.
■ Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.
■ Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.
■ Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.
■ Смерть — великий миротворец.
■ Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.
■ Истинная «общественно воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.
■ Человеческая природа устрона так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.
■ Истинное государство, истинный брак, истинная дружба нерушимы, но никакое государство, никакой брак, никакая дружба не соответствуют полностью своему понятию.
■ Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.
■ Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органов государства, против правительства.
■ Моральную силу невозможно создать параграфами закона.
■ Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.
■ Говорить об «естественной справедливости» — бессмыслица.
■ Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.
■ Если конструирование грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем.
■ Производство создаёт потребление, создавая определённый способ потребления и затем создавая влечение к потреблению, саму способность потребления как потребность.
■ Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.
■ Быть чувственным значит быть страдающим.
■ На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.
■ Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.
■ В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя.
■ То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.
■ Если ты любишь, не вызывая взаимности, то есть если твоя любовь как любовь не порождает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье.
■ Неграмотный человек стоит вне политики.
■ Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.
Возможно Вам
будет интересно...
Блог Blog-citaty: цитаты, афоризмы, поучения, наставления, высказывания, изречения, крылатые слова, притчи, назидания, выражения, поговорки. Высказывания известных авторов и великих людей. Цитаты, афоризмы и высказывания классиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий