|
Категории: Личности
Аврелий Августин Иппонийский (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 354 — 430), также известный как Блаженный Августин — богослов, философ и епископ Гиппона Царского в Нумидии, римской Северной Африке. Его труды повлияли на развитие западной философии и западного христианства, и он считается одним из самых важных отцов Католической церкви в святоотеческий период, его труды и житие получили признание и в Православной церкви (где он причислен к лику блаженных). Среди его значительных работ — «О граде Божьем», «Христианская наука» и «Исповедь»
■ Люби — и делай что хочешь.
■ Что же доставляло мне наслаждение, как не любить и быть любимым? Только душа моя, тянувшаяся к другой душе, не умела соблюсти меру, остановясь на светлом рубеже дружбы; туман поднимался из болота плотских желаний и бившей ключом возмужалости, затуманивал и помрачал сердце мое, и за мглою похоти уже не различался ясный свет привязанности. Обе кипели, сливаясь вместе, увлекали неокрепшего юношу по крутизнам страстей и погружали его в бездну пороков.
■ Благодать есть осмысленный акт воли, направленный к достижению спасения.
■ Блаженство есть наслаждение высшим благом.
■ Бог выше всяких определений.
■ Бог нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в Тебе.
■ Будем же верить, если не можем уразуметь.
■ Быть мудрым означает умереть для этого мира.
■ В необходимом – единение, в сомнительном – свобода, во всем – любовь.
■ Великая бездна – сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.
■ Вера вопрошает, разум обнаруживает.
■ Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
■ Верь, чтобы понимать.
■ Возлюби Бога и поступай как хочешь.
■ Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.
■ Время врачует раны.
■ Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
■ Всем нравится красивая лошадь, но почему то совершенно нет желающих ею стать.
■ Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели смеяться в состоянии помешательства.
■ Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.
■ Гордыня – вера в свое смирение.
■ Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
■ Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
■ Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло.
■ Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо.
■ Eсли ты любишь человека таким, какой он есть, то ты любишь его. Eсли ты пытаешься его кардинально менять, то ты любишь себя. Вот и всё.
■ Забавы взрослых называются делом, у детей они – тоже дело.
■ Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.
■ Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
■ Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.
■ Каждое существо до тех пор, пока оно существует, должно обладать качеством доброты – точно так же, как обладает качеством существования.
■ Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.
■ Когда люди думают о Боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о Нем; они сравнивают не Его, а себя, и не с Ним, а с собой.
■ Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.
■ Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.
■ Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.
■ Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им.
■ Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по настоящему, используя их ради добра.
■ Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.
■ На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, – вот на что похожа любовь.
■ Наслаждаться – значит любить нечто ради него самого.
■ Не во власти человека то, что приходит ему в голову.
■ Не произносите бесповоротных суждений!
■ Не тот дает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся.
■ Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.
■ Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.
■ Нет спасения вне церкви.
■ Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.
■ Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.
■ Никто ничего не делает хорошо, если это против его воли, даже если человек делает что то хорошее.
■ Одна та же сила, обрушивающаяся бедствиями, добрых испытывает, очищает, отбирает, а злых отсеивает, опустошает, искореняет.
■ От верности в малом зависит успех в великом.
■ Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.
■ Поскольку различение истинного и ложного – весьма трудное дело, не следует сердиться на тех, кто заблуждается.
■ Поэзия – дьявольское вино.
■ Привычка, если ей не сопротивляться, вскоре становится необходимостью.
■ Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.
■ Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми.
■ Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.
■ Скорбь есть печаль о своем несовершенстве.
■ Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
■ Смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует.
■ Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.
■ Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.
■ Созидай добро. Делай это не ради славы своей, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро.
■ Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться… тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступить правильно.
■ Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.
■ Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при котором человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Если мы можем найти что либо выше такой дружбы – это божественная любовь. Человек начинает любить Бога и любит Его в каждом другом человеке.
■ Счастье – это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.
■ То, что хочешь ты зажечь в других, должно гореть в тебе самом.
■ Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король.
■ Тот, кто не ревнует, тот не любит.
■ Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.
■ Уразумей, чтобы уверовать.
■ Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
■ Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.
■ Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю.
■ Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, да и только.
■ Плохие времена, тяжелые времена — вот что люди не устают повторять, но давaйте жить хорошо, и времена станут хорошими. Мы и есть времена. Каковы мы, таковы и времена.
■ Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.
■ Что такое человек? Разумная душа, владеющая телом.
■ Нет прошлого, настоящего и будущего. Есть прошлое настоящего, настоящее настоящего и будущее настоящего.
■ И гордость ведь прикидывается высотой души.
■ Одним Бог заповедал одно, другим - другое, в соответствии с условиями времени.
■ Все существующее – каждое в отдельности – хорошо, а всё вместе очень хорошо.
■ ...Вопросы бывают трех видов: существует ли такой-то предмет? что он собой представляет? каковы его качества?
■ Дай, что повелишь, и повели, что хочешь!
■ Сам человек представляет собою большее чудо, чем всякое чудо, совершаемое человеком.
■ Зло не есть какая-либо сущность; но потеря добра получила название зла.
■ Мир сотворен не во времени, а вместе с временем.
■ …Из сопоставления противоположностей … образуется красота мира.
■ Подобно картине, где чёрная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны.
■ Добро может существовать и без зла …; но зло без добра существовать не может.
■ Не плоть тленная сделала душу грешной, а грешница душа сделала плоть тленной.
■ Если я ошибаюсь, я существую (Ошибаюсь, следовательно, существую).
■ Не по заслугам, a по незaслуженной и милосердной благодати он [человек] избавляется от зла.
■ Где нет справедливости (правосудия), нет и государства.
■ Хотя красота эта [женская] и есть дар Божий, но она дается и злым, чтоб добрые не считали ее великим благом.
■ Чудо противно не природе, а тому, как известна нам природа.
■ Кто ищет чудес еще и теперь, чтобы веровать, сам представляет собою великое чудо, не веруя, когда верует уже целый мир.
Аврелий Августин: цитаты, афоризмы и высказывания
Возможно Вам
будет интересно...
Блог Blog-citaty: цитаты, афоризмы, поучения, наставления, высказывания, изречения, крылатые слова, притчи, назидания, выражения, поговорки. Высказывания известных авторов и великих людей. Цитаты, афоризмы и высказывания классиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий